Можно ли принять к учету расходы по квитанции от нотариуса, которая выписана на имя сотрудника?
29.01.2018
Кроме квитанции на оплату нотариальных услуг у налогоплательщика должны быть и иные подтверждающие документы. А сама квитанция должна содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа.
Обоснован данный вывод следующим.
Расходы на оплату услуг нотариуса признаются на основании пп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке.
При этом документы, подтверждающие такие расходы должны соответствовать требованиям законодательства РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Заметим, что на нотариальные услуги не распространяется действие Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, соответственно ККТ не применяется.
К данному выводу пришли и контролирующие органы (см. письма Минфина России от 24.10.2003 № 16-00-24/45, МНС России от 14.04.2004 № 33-0-11/285@).
Таким образом, квитанция, выданная нотариусом при совершении нотариальных действий, может быть документом, подтверждающим расходы налогоплательщика.
Вместе с тем она должна соответствовать требованиям, предъявляемым действующим законодательством, а именно, Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее – Закон № 402-ФЗ).
Так, согласно статье 9 Закона № 402-ФЗ такой документ должен содержать, в частности:
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование экономического субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку;
подписи указанных лиц.
Отметим, что в квитанции должны быть указаны конкретные действия нотариуса и размер тарифа, взысканного за совершение каждого действия.
Кроме того, для подтверждения расходов на оплату нотариальных услуг рекомендуем оформить также авансовый отчет сотрудника, который обращался к нотариусу от имени организации.